Урок русского языка в 5классе
(с украинским языком обучения)
Тема. Понятие о местоимении.
Формы личных местоимений, не совпадающие с украинским языком.
Цель: помочь ученикам
вспомнить материал, изученный ими о личных местоимениях в начальной школе;
формировать
навыки грамотного употребления местоимений в речи;
воспитывать
интерес к чтению сказок А.С.Пушкина.
Тип урока. Изучение нового
материала.
Оборудование: портрет
А.С.Пушкина, выставка книг поэта,
материалы альбома «А.С.Пушкин», выставка рисунков-иллюстраций к сказкам,
таблица «Употребление личных местоимений с предлогами»
Ход урока
I.
Актуализация опорных
знаний учащихся.
Слово учителя.
Часть речи, которая в украинском
языке называется «займенником», в русском –
местоимением. Приведите примеры местоимений на украинском языке.
Сегодня в нашей школе проводится
День памяти великого поэта А.С.Пушкина, поэтому мы будем не только изучать
местоимения, но и вспоминать его произведения.
II. Сообщение
темы, цели и задач урока.
1. Чтение предложений, написанных на доске.
Мы отмечаем День памяти А.С.Пушкина. Он родился в 1799 году в Москве. В
13 лет его определили на учёбу в Царскосельский
лицей. Здесь он нашёл верных друзей. Они помогали друг другу в трудные
минуты жизни.
Задание: спишите предложения и подчеркните в них местоимения как члены
предложения.
2. Работа с таблицей
Личные местоимения
ед.
число
мн. число
1 лицо
|
Я
|
Мы
|
2 лицо
|
Ты
|
Вы
|
3 лицо
|
Он, она, оно
|
Они
|
- Почему эти слова называются личными местоимениями?
- Как они изменяются?
3. Изменение местоимений по падежам (устно и
письменно).
4.
Работа с
учебником: сравните падежные формы в русском и украинском языках.
III. Закрепление изученного материала.
1. Викторина
«Угадай сказку», назови местоимение:
Усадили в уголок, подносили
пирожок,
Рюмку полну* наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася* она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила.
«Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Досветла всё у него пляшет,
Лошадей запряжёт, полосу вспашет. «Сказка о попе и о его работнике
Балде»
Улыбнулась - и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр* свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким явством* угощала. «Сказка о золотом
петушке»
2.
Творческое
списывание.
Задание: запишите пушкинские строки, ставя
местоимения в нужном падеже, укажите эти падежи.
Перед (он) изба со светёлкой*,
С кирпичною белёною трубою.
Ель растёт перед дворцом,
А под (она) хрустальный дом.
Сказка – ложь, да в (она) намёк,
Добрым молодцам урок.
3. Самостоятельная работа по учебнику.
Задание: выполните устно перевод текста.
4. Выразительное чтение вступления
к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
IV. Итог урока.
V .
Домашнее задание: выполнить упражнение
|